Тахограф для такси по Постановлению Правительства РФ №908
С 1 сентября 2023 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 02.06.2023 N 908 «Об установлении норм рабочего времени, времени отдыха и норм времени управления транспортным средством для физических лиц, о правилах учета рабочего времени, времени отдыха и времени управления транспортным средством физическими лицами, а также о внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации».
В данном документе вводится понятие «тахограф для такси». Проанализируем его законодательные положения для определения его правового статуса.
Постановление Правительства РФ от 02.06.2023 №908
Постановление регулирует время работы водителя такси
Главная цель Постановления заключается в регулировании деятельности водителей такси в отношении соблюдения установленных норм времени. Контроль за этими нормами может осуществляться посредством тахографов в такси или ведения журнала учета рабочего времени.
Нормы времени водителя такси:
1 продолжительность рабочего времени физического лица должна составлять не более 40 часов в календарную неделю.
2 Продолжительность ежедневного рабочего времени физического лица при 5-дневной рабочей неделе не должна превышать 8 часов.
3 При суммированном учете рабочего времени за месяц продолжительность ежедневного рабочего времени физического лица не должна превышать 10 часов.
Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктом 26.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090.
4 Рабочее время физлица может быть разделено на части. Перерыв между частями рабочего времени допускается не позднее чем через 5 часов после начала рабочего времени.
5 Рабочее время физического лица включает:
а) время управления транспортным средством;
б) время перерывов для отдыха от управления транспортным средством;
в) время, не связанное с управлением транспортным средством.
6 Рабочее время физического лица, не связанное с управлением транспортным средством, включает:
а) время прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств и проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
б) время ожидания получения заказа от службы заказа легкового такси;
в) время стоянки в ожидании посадки и высадки пассажиров;
г) время проведения работ по устранению возникших неисправностей транспортного средства, выполняемых физическим лицом самостоятельно;
д) время заполнения журнала регистрации заказов легкового такси (в случае если условиями договора, заключенного физическим лицом со службой заказа легкового такси, исполнение требований к ведению журнала регистрации заказов легкового такси не возложено на службу заказа легкового такси);
е) время заполнения журнала учета рабочего времени, времени отдыха, времени управления транспортным средством.6 Время перерывов для отдыха от управления транспортным средством не должно быть меньше значений, установленных пунктом 26.1 Правил дорожного движения.
7 Время управления транспортным средством не должно превышать значений, установленных пунктом 26 2 Правил дорожного движения.
8 Время управления транспортным средством не должно превышать значений, установленных пунктом 26 2 Правил дорожного движения.
9 При 5-дневной рабочей неделе продолжительность ежедневного отдыха физического лица не должна быть меньше двойной продолжительности рабочего времени в предшествующий отдыху рабочий день. Продолжительность еженедельного отдыха не должна быть меньше 45 часов подряд.
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного и еженедельного отдыха не должна быть меньше значений, установленных пунктом 26.3 Правил дорожного движения.
Одним отличием Постановления от аналогичных временных норм, применяемых к водителям грузовиков и автобусов, является появление новой нормы — «нормы рабочего времени». Эта норма дополняет нормы времени управления и отдыха водителей, нарушения которых являются правонарушением и предусматривают взыскания в соответствии со статьей 11.23 КоАП. Для обеспечения эффективности правового регулирования новая норма должна быть внесена в КоАП в ближайшем будущем, и предусмотрены соответствующие санкции
На кого распространяется действие постановления
Данное постановление применяется к «физическим лицам». Под «физическими лицами» понимаются конкретные субъекты правоотношений, а именно «физические лица», которые применяют специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и не являются индивидуальными предпринимателями. Другими словами, это «самозанятые граждане». При этом особенности применения специального налогового режима устанавливаются в Федеральном законе от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
В постановлении также устанавливаются нормы времени управления и отдыха водителей, которые соответствуют требованиям 26 раздела ПДД (Правил дорожного движения), а также нормы рабочего времени водителя, ограничения которых соответствуют 424 Приказу Минтранса. Таким образом, устанавливаются общие требования к водителям, независимо от их налогового статуса.
Как будет вестись учет рабочего времени таксиста
В соответствии с постановлением, для контроля рабочего времени, времени управления и времени отдыха водителей требуется вести «журнал учета времени»:
Журнал учета времени должен содержать следующие сведения:
а) фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица;
б) номер записи в региональном реестре перевозчиков легковым такси;
в) сведения о разрешении и сроке его действия.
Особенность учета времени управления, предусмотренного в постановлении и используемого при ведении журнала, заключается в том, что это время считается эквивалентным времени выполнения заказов. Этот метод отличается от учета времени управления, который записывается в тахографе и оценивается как время, проведенное непосредственно вождением транспортного средства.
Физическое лицо должно вносить в журнал учета времени следующие сведения:
а) государственный регистрационный номер транспортного средства, на котором осуществляется деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
б) дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) начала рабочего времени;
в) каждое время (часы, минуты) начала и окончания управления транспортным средством, связанного с выполнением заказа легкового такси;
г) каждое время (часы, минуты) начала и окончания перерыва между частями рабочего времени (в случае разделения рабочего времени на части) с указанием продолжительности такого перерыва;
д) дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) окончания рабочего времени;
е) дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) начала и окончания ежедневного или еженедельного отдыха;
ж) суммарное время (часы, минуты) управления транспортным средством, связанного с выполнением заказа легкового такси, в течение рабочего времени;
з) суммарное время (часы, минуты) управления транспортным средством, связанного с выполнением заказа легкового такси, в течение каждой календарной недели и каждых 2 подряд календарных недель.
Разница в продолжительности учета времени управления при использовании «журнала учета времени» и тахографа будет больше, если автомобиль часто останавливается из-за пробок и светофоров.
Таким образом, использование тахографа позволит водителю управлять автомобилем больше времени, чем при использовании журнала. Эксперты оценивают, что это может увеличить время управления на один-полтора часа в день.
Требования по заполнению «журнала учета времени» в основном логичны и соответствуют последовательности действий водителя. Однако пункты 5 и 6 пункта 6 правил учета рабочего времени противоречат друг другу и общей логике правил в отношении нормы времени для еженедельного отдыха. Поэтому рекомендуется придерживаться простого правила регистрации всех событий по времени их возникновения или завершения, как указано в 6 пункте.
Постановление также уточняет некоторые положения раздела 26 «Правил дорожного движения», в частности, порядок компенсации укороченного еженедельного отдыха. Кроме того, требования раздела 26 Правил дорожного движения будут распространяться на самозанятых лиц, занимающихся перевозкой грузов и пассажиров легковыми такси с разрешения.
Нужно ли устанавливать тахограф в такси?
Решение предусматривает возможность использовать электронный учет рабочего времени водителя вместо бумажного журнала. Этот электронный учет будет реализован в тахографе, что позволит водителю не заполнять никакие дополнительные документы.
Учитывая отсутствие специального устройства, предназначенного для использования в такси в настоящее время, можно считать «тахограф для такси» частным случаем обычного тахографа. Требования к такому тахографу установлены в Федеральном Законе «О безопасности дорожного движения».
Отдельного тахографа для такси не предусмотрено законодательством, поэтому с 1 сентября 2023 года можно будет использовать обычные версии тахографов в такси.