Тахографы на грузовые автомобили и автобусы
Установка тахографа на грузовой автомобиль осуществляется независимо от того, кому принадлежит транспортное средство. Определяющим фактором является принадлежность машины к категориям М2/М3 (пассажирские автобусы для перевозки от 8 пассажиров, не считая водителя) и N2/N3 (грузовики полной массой от 2,5 тонн, используемые для перевозки любых, в том числе опасных ценностей). Следует учитывать, что указанные транспортные средства должны задействоваться на международных или междугородних маршрутах. В противном случае установка тахографов не является обязательной.
К примеру, если предприятие располагает бортовой «Газелью» – ставить на нее это оборудование не требуется. Такая машина по своим функциональным и эксплуатационным параметрам не подходит ни к одной из перечисленных категорий. Но если предприятие имеет «Газель» в пассажирском восьмиместном исполнении (не считая водителя) и задействует ее на международных/междугородних рейсах — установка контрольного оборудования является обязательной.
Рекомендуемые тахографы для грузовиков
В какие сроки нужно поставить тахограф?
На транспорте категорий N2/N3 и М2/М3 уже должно быть такое оборудование, поскольку согласно принятому законодательству его следовало установить еще в 2014-2015 годах. Если в настоящее время приобретается пассажирский автобус или грузовик, не оборудованный тахографом, контрольный прибор нужно поставить и ввести в эксплуатацию сразу после покупки транспортного средства (в противном случае выпускать его в рейс запрещается).
Несоблюдение этого требования карается штрафом. Он налагается на водителя и на должностных лиц, допустивших выход на маршрут автомобиля без контрольного устройства.
Несколько мягче закон относится к владельцам транспортных средств, которые еще до 1 апреля 2014 года оборудовали свои машины тахографом устаревшего образца. Они должны до 1 января 2018 года заменить их приборами, оснащенными блоком криптозащиты (СКЗИ) — если планируется задействовать автомобили на рейсах внутри страны. Что касается поездок по международным маршрутам, то на используемых для этого транспортных средствах должны стоять устройства ЕСТР.
Замену всего аналогового оборудования необходимо было произвести не позднее 1 июля 2016 года. После этой даты использование устаревших тахографов будет приравниваться к их отсутствию с применением соответствующих санкций.
Как производится установка тахографа на грузовик или автобус?
Процесс специфичен, поэтому может выполняться лишь техцентрами, получившими соответствующую лицензию ФСБ, а также иную разрешительную документацию. Ставить тахографы в нелегальном порядке категорически запрещено: использование такого оборудования приравнивается к его отсутствию, а зафиксированные им показания признаются юридически несостоятельными.
Обычно алгоритм установки контрольных приборов выглядит следующим образом:
- 1. Обследование транспортного средства с целью определения совместимости уже используемого контрольно-измерительного оборудования с устанавливаемым тахографом. Например, если машина оснащена спидометром аналогового типа, его необходимо заменить. Не исключено, что дополнительно потребуется установить датчик скорости.
- 2. Подбор контрольного устройства для грузовика, его установка на панель приборов, прокладка электропроводов, соединение с системой зажигания.
- 3. Пусконаладочные работы, настройка, адаптация. Проведение контрольной проверки, калибровка устройства и его активация. В результате выполненных действий тахограф будет подготовлен для использования на конкретном транспортном средстве.
- 4. Официальная сдача в эксплуатацию, оформление и предоставление клиенту всей документации, предусмотренной действующим законодательством.
Где установить тахограф на личный грузовой автомобиль?
Для монтажа контрольного устройства под ключ обращайтесь в компанию «1Тахограф». Это современный техцентр, имеющий всю необходимую разрешительную документацию, а также специалистов требуемой квалификации и соответствующее оборудование. Установка осуществляется строго официально, после монтажа производится ввод тахографа в эксплуатацию.
Клиенты принимаются без очередей – это возможно благодаря наличию собственных производственных мощностей общей площадью 800 м². Это позволяет вести одновременное обслуживание сразу нескольких транспортных средств. На установленный тахограф, а также работы по его подключению, калибровке, настройке и т. д. предоставляется гарантия (1 год). Осуществляется продажа сопутствующих товаров: термобумаги для печатающих устройств, специализированного ПО, кардридеров и пр.
Заказать установку тахографа можно прямо сейчас, позвонив по телефону +7 (495) 255-28-48 или отправив онлайн-заявку.
Законы, регламентирующие установку тахографов
Российским Минюстом зарегистрирован Приказ от 21.08.2013 № 273, изданный Минтрансом РФ. Документ называется «Об утверждении порядка оснащения транспортных средств тахографами». Также в Минюсте РФ зарегистрирован еще один документ – Приказ Минтранса РФ от 17.12.2013 № 470 «О внесении изменений в приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 г. № 36».
В этих документах перечислены требования к оснащению грузовых автомобилей и автобусов, задействованных на коммерческих перевозках, контрольным оборудованием нового поколения, использующим СКЗИ (средства криптозащиты информации):
До 1.01.2014 г.:
- N2 — грузовики максимальной массой от 3,5 до 12 тонн (использующиеся для транспортировки опасных грузов);
- N3 — грузовые авто предельной массой более 12 тонн (использующиеся для транспортировки опасных грузов);
- M2 — микроавтобусы с количеством мест более 8 (не считая водителя), максимальной массой до 5 т;
- M3 — автобусы и микроавтобусы с количеством мест более 8 (не считая водителя), максимальной массой более 5 тонн;
- N3 — грузовики, максимальный вес которых превышает 12 тонн (с максимальной массой свыше 15).
До 1.07.2014 г.:
- М2, М3, N3 — автобусы и грузовики, имеющие предельную массу более 15 тонн.
До 1.09.2014 г.:
- N3 — грузовые автомобили с предельно допустимой массой свыше 12 тонн.
До 1.04.2015 г.:
- N2 — грузовики максимальной массой от 3,5 до 12 т. С 2015 года контрольное оборудование устанавливается на все транспортные средства, относящиеся к данной категории.
До 1.01.2018 г.:
- на транспортных средствах категорий N3, N2, М2 и М3, соответствующих нормам Евросоюза, допускается эксплуатация устройств, установленных при их выпуске до 1.04.2014 г., а также удовлетворяющих нормам технического регламента, установленных специализированными техцентрами до 24.02.2014 г.
Законодательство разрешает не устанавливать тахографы на транспортные средства, задействованные для решения специальных задач (автокрановая техника, пожарные машины, эвакуаторы, автомобили с подъемниками для людей, скорая помощь и пр.). Также можно не оснащать контрольными устройствами транспорт, зарегистрированный военными автоинспекциями или автослужбами федеральных органов власти, структурами государственного надзора за техническим состоянием самоходной и иной техники. Требования закона не распространяются также на транспортные средства, принадлежащие органам, которые занимаются оперативно-розыскной деятельностью. Кроме того, тахографы можно не устанавливать на муниципальный транспорт, осуществляющий пригородные и городские перевозки пассажиров, и на некоторые отдельные категории транспортных средств, которые не используются для транспортировки грузов и людей.