С 1 марта 2023 изменяются требования к параметрам тахографа
К чему сводится связь между техническими параметрами тахографа и выполняемыми им функциями? Чем чреваты даже минимальные их корректировки?
В чем смысл изменения «статусов» водителя и управления?
На данном этапе «статус водителя» в момент начала новых суток дает возможность узнать, продолжается ли деятельность, начатая водителем в предыдущих сутках. С помощью этих данных инспектор определяет, на какой временной период брать распечатки о деятельности водителя.
В скорректированном приказе такой функции нет. Отныне «статус водителя» – характеристика работы экипажа, сообщающая о составе, в котором экипаж перешел в новые сутки: один или несколько водителей. Цель регистрации данной информации и ее практическое применение в тесте не прописаны.
Появляется ряд вопросов:
1. Ночной отдых всех членов экипажа чаще всего происходит дома, а не в салоне авто. Карту они берут с собой. Какой статус будет отмечен устройством в полночь?
2. Какова цель регистрации и зачем было введено изменение статуса?
3. Как быть с устройствами, работающими иначе, и как вести себя инспектору с вариациями статусов?
Возникла версия, что произошла опечатка и в дальнейших редакциях приказа все вернется на круги своя. Тем более, «статус управления» в действующей редакции – характеристика деятельности водителя как члена экипажа, дающая информацию о времени начала работы экипажа и протяженности этой работы во времени. Эти данные используются при расчетах для проверки соблюдения временных норм.
В новой редакции смысл этого статуса теряется – он не определён и не имеет функциональной нагрузки. Утеряна возможность расчета временных норм работы экипажа существующими программными средствами, рассчитанными на использование «статуса управления».
Снова появляется упомянутый выше вопрос действий инспектора с данными тахографов, использующих разные алгоритмы расчета указанных статусов. Отмена изменений в этих формулировках будет наиболее логичным способом решения этой проблемы.
Устранены нелогичные моменты
Сейчас в 31 пункте имеется противоречие и смысловая рассогласованность предложения:
«31. Карта водителя должна обеспечивать хранение не менее 42 записей данных о местах, в которых начинаются и/или заканчиваются периоды времени управления транспортным средством:
1) дата и время ввода;
2) показания счетчика пробега транспортного средства»
Переформулировав требование, авторы добились логической стройности текста:
«31. Карта водителя должна обеспечивать хранение не менее 42 записей данных о дате и времени ввода и извлечении карты, а также показаниях счетчика пробега транспортного средства».
Снова появляются различия в данных разных версий тахографов, и возникает проблема обработки этой информации.
Новый вариант документа не учитывает в анализе пограничные точки смены. Но нормы рабочего времени строго привязаны к началу и окончанию смены. Программы анализа будут некорректно фиксировать нарушения, соответственно, могут пострадать невиновные.
Рекомендуется в будущей редакции вышеприведенного требования изменить формулировку этого пункта таким образом, чтобы работала следующая логика: должны регистрироваться время; дата; пробег автомобиля (автобуса) в начале и конце смены.
Регистрация новых параметров в памяти карты:
Карта водителя по новым требованиям должна будет регистрировать координаты установки/изъятия карты. Это приведет к необходимости увеличить память карты водителя, как минимум на 42 такие записи. Также координаты места проведения последнего контроля фиксируются в памяти карты водителя.
Новацией будет фиксация «попыток нарушения защиты тахографа». Что классифицируется в качестве «попыток нарушения», что входит в понятие «защита тахографа», не поясняется.
По количеству записей, регистрируемых по пункту 32 приказа, наблюдается следующая ситуация: ни текущая, ни новая редакции не содержат конкретизации этого количества. Отсылка требований пункта 33 к пункту 29 некорректна. Логически текст пункта 33 связан с пунктом 32.
Выполнить пункт 33 в действующей формулировке невозможно, поэтому производителю предлагается выполнить пункт 33 в его логической связке, то есть адресовать его к пункту 32, а именно, регистрировать и хранить данные о шести последних событиях каждого типа, из перечисленных в пункте 32. Остается предположить, что в следующей редакции 440 приказа эта ошибка будет исправлена.
В пункте 40 текущей и новой редакции 440 приказа содержится подпункт 10), который невозможно выполнить ввиду нелогичных ссылок на другие пункты приказа, но исправлений он не претерпел. Изготовителям тахографов предлагается действовать логически и не нарушая требований этого пункта, для того чтобы определить правильную адресацию по тексту приказа.
Скорректированы формулировки, связанные со скоростью:
Отныне формулировки соответствуют действительности: введено понятие «значение по ограничению скорости». Именно оно позволяет «устройству» (если оно есть) вводить ограничение скорости. Тахограф лишь сохраняет данные, необходимые для этого.
Добавлены функции карты предприятия:
Отныне перевозчику самостоятельно может проводить замену блока СКЗИ и переустановку устройства с одного своего автомобиля на другой.
И вот здесь возникает вопрос: «А как предприятие «сообразит», что это можно делать только совместно с мастерской?» Операционных ограничений в этой части никаких нет, описания последовательности действий тоже нет, даже намека на то, что замена блока СКЗИ тахографа должна выполняться только при участии мастерской, не наблюдается!
К чему это приведет на практике – к экономии на настройке тахографа после переустановки тахографа с одного автомобиля на другой. Но есть еще и скрытый риск – некорректно настроенный тахограф может привести к появлению неисправности в системе управления автомобилем, что в конечном итоге может быть причиной нарушения условий безопасности на дорогах.
Это напрямую следует из положений регламента «О безопасности колесных транспортных средств», где тахограф отнесен к объектам технического регулирования. А как следует из определения объектов технического регулирования – это объекты, при эксплуатации которых создаются риски для безопасности окружающей среды и граждан.
Ожидается, что следующая редакция приказа учтет вышеописанные риски и конкретизирует порядок взаимодействия мастерской и перевозчика при замене блока СКЗИ тахографа либо переносе устройства с одного автомобиля на другой для исключения негативных последствий.
Следующий раздел обновленного Приказа № 440 будет рассмотрен в нашем очередном материале.
Очень надеемся, что наши материалы помогут участникам разобраться с обязательными требованиями в области применения тахографов и избежать недоразумений, а также вооружат участников аргументами и обоснованиями для подтверждения своей правовой позиции.
Оборудование транспорта тахографом обязательно
От 40000 под ключ
При отсутствии тахографа, необходима установка. Монтаж в боксе или на выезде
Все сертификаты и разрешения для проведения установки в наличии.
Срочное оформление карты водителя
От 4500
После установки тахографа, вам необходимо сделать учетную карту водителя. При утере или
повреждении, необходимо изготовить новую карту соответсвующу типу вашего тахографа
Все сертификаты и разрешения для изготовления карты в наличии.